ВАН ГОГ Винсент (1853-1890) - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Родился в небольшой северобрабантской деревне в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безраличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией.

Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В.Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.

Некоторое время В.Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью "непрестанного изучения натуры и сражения с ней". Главные герои картин голландского периода - крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно "Едоки картофеля" (1885, Собрание В.Ван Гога, Ларен), в котором В.Ван Гог отдает дань своему кумиру - французскому живописцу Ж.Ф.Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца.

Винсент Ван Гог "Едоки картофеля"

"Едоки картофеля". 1885
Холст, масло. 81,5х114,5 см.
Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.

Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели его в Париж, где он знакомится с импрессионистами, изучает теорию цвета Э.Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Здесь, в Париже, он пишет полные света импрессионистические картины с изображением букетов цветов, видов Монмартра, окрестностей Парижа, выполняет несколько портретных работ ("Холмы Монмартра", 1887, Городской музей, Амстердам).

Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В.Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремится к передаче "впечатления" от увиденного, а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.

Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года ("Жатва. Долина Ла-Кро", 1888; "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", 1888; "Вороны над полем пшеницы", 1890; "Ветка миндаля", 1890 - все в Фонде В.Ван Гога, Амстердам).

Винсент Ван Гог "Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари"
"Рыбацкие лодки на пляже в Сен-Мари". Июнь 1888 г.
Холст, масло. 65х81,5 см.
Музей Ван Гога, Амстерда


Винсент Ван Гог "Ветви миндального дерева в цвету"
"Ветви миндального дерева в цвету".
1890 г.
Холст, масло. 73,5х92 см.
Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.

Показательна в этом отношении картина "Красные виноградники" (1888, ГМИИ, Москва), построенная на контрасте дополнительных цветов, обогащенных гаммой теплых и холодных красок.

Главное действующее лицо арльских пейзажей В.Ван Гога - солнце, а доминирующий цвет - желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших для художника символом дневного светила ("Подсолнечник", 1888, Новая пинакотека, Мюнхен).

Винсент Ван Гог "Красный виноградник"
"Красный виноградник".
Ноябрь 1888 г.
Холст, масло. 75х93 см.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Винсент Ван Гог "Натюрморт: Ваза с 12 подсолнухами"
"Натюрморт: Ваза с двенадцатью подсолнухами". Август 1888 г.
Холст, масло. 91х72 см.
Новая Пинакотека, Мюнхен

Изображения дорогих его сердцу крестьян приобретают обобщающий характер, олицетворяя собой созидательное начало мира и светлую веру в будущее.

В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: "Арлезианка. Госпожа Жину" (1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); "Почтальон Рулен" (1888, Музей изящных искусств, Бостон); "Зуав"; "Колыбельная" и т.д.

Винсент Ван Гог "Арлезианка: Мадам Жину с перчатками и  зонтиком"
"Арлезианка: Мадам Жино с перчатками и зонтиком".
Ноябрь 1888 г.
Холст, масло. 93х74 см.
Музей д'Орсэ, Париж

Винсент Ван Гог "Жозеф-Этьенн Рулен"
"Жозеф-Этьенн Рулен". 1889 г.
Холст, масло. 66,2х55 см.
Фонд Барнса, Мэрион.

В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: "Ночное кафе в Арле" (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску; "Спальная художника" (1888, Фонд В.Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе.

Винсент Ван Гог "Ночное кафе"
"Ночное кафе". Сентябрь 1888 г.
Холст, масло. 70х89 см.
Художественная галлерея,

Йельский университет

Винсент Ван Гог "Комната Винсента в Арле"
"Комната Винсента в Арле".
Октябрь 1888 г.
Холст, масло. 72х90 см.
Фонд Винсента Ван Гога, Амстердам.

В Арле Ван Гог попытался осуществить свою давнюю мечту об ассоциации художников, противостоящей хаосу индивидуалистической цивилизации, но попытка оказалась трагичной.

Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве "модели" ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г.Доре он создал свое оригинальное полотно "Прогулка заключенных" (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.

В "Звездной ночи" (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета. Шары звезд - эти подобия солнца - как бы завершают мотив источника света, начатый В.Ван Гогом еще в "Едоках картофеля".

Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой деревушке под Парижем и создает разные по эмоциональному настрою картины: наполненные чистотой и свежестью "Пейзаж в Овере после дождя" (1890, ГМИИ, Москва), трагичный портрет доктора Гаше (1890, Лувр, Париж), и полную предчувствия скорой смерти "Стаю ворон над хлебным полем".

Винсент Ван Гог "Пейзаж в Овере после дождя"
"Пейзаж  в Овере после дождя".
1890 г.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

Винсент Ван Гог "Доктор Поль Гаше"
"Доктор Поль Гаше". 1890 г.
Лувр, Париж.

Закончив работу над этой картиной, во время очередного приступа депрессии он кончает жизнь самоубийством.

Литература:
1. Ван Гог. Письма. Пер. с голл. Л.-М., 1966.
2. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т.1. Л.-М., 1962.
3. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. М., 1973.
4. Мурина Е. Ван Гог. М., 1978.
5. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. М., 1980.
6. Стоун И. Жажда жизни. Повесть о В.Ван Гоге. Пер. с англ. М., 1992.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

© yuliametlyuk
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz